Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

Что такое фанера бакелитовая Иллюстрация:http://recn.ru

Читайте также:

  • Внутренняя отделка фанерой в деревянном доме
  • Фанера листовая
  • Водостойкая фанера — свойства и применение

Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

Производство и маркировка бакелитовой фанеры

Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

  • пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
  • прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
  • покрытие готовых листов бакелитовым лаком.
  • На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

    Маркировка отражает следующие моменты:

    • * Ф – фанера;
    • * Б – бакелитовое покрытие;
    • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
    • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
    • * 1 – пропитаны все слои шпона;
    • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
    • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

    Марки бакелизированнои фанеры

    Марки фанеры

    Характеристика марки

    Область применения

    ФБС

    Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится

    Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях

    ФБС1

    На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

    ФБВ

    Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится

    Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями

    ФБВ1

    На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола

    Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях

    ФБС-А

    На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

    ФБС1 — А

    На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная

    Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

    Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

    Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

    Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

    • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
    • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
    • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
    • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
    • не подвергается коррозии и появлению грибка;
    • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
    • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

    Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

    Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

    Наименование показателя

    Толщина фанеры, мм

    Значение для марок

    ФБС повышенной прочности

    ФБС

    ФБВ, ФБС-А

    ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А

    1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее

    5;7

    88

    88

    78,5

    59

    10; 12

    73,5

    73,5

    14;16;18

    68,5

    68,5

    2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее

    поперёк волокон наружных слоев

    7

    78,5

    78,5

    63,5

    10;12

    80

    78,5

    68,5

    14; 16; 18

    90

    88,2

    78,5

    вдоль волокон наружных слоев

    10; 12

    117,5

    117,5

    108

    88

    14;16;18

    108

    108

    98

    78,5

    3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее

    5-18

    1,76

    1,76

    1,47

    1,47

    4. Влажность, %

    5-7

    6 + 2

    10-18

    8 + 2

    5. Плотность кг/м2, не более

    5-18

    1200

    Применение бакелизированной фанеры во время войны

    Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

    Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

    Применение бакфанеры в настоящее время

    С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.

    В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.

    Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.

    В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.

    Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.

    Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.

    Источник

    Предыдущая запись Что такое щитовой паркет
    Следующая запись Садовый участок своими руками: 11 полезных советов

    Добавить комментарий