
Что такое фанера бакелитовая Иллюстрация:http://recn.ru
Читайте также:
- Внутренняя отделка фанерой в деревянном доме
- Фанера листовая
- Водостойкая фанера – свойства и применение
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
- * Ф – фанера;
- * Б – бакелитовое покрытие;
- * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
- * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
- * 1 – пропитаны все слои шпона;
- * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
- * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры
Характеристика марки
Область применения
ФБС
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится
Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
ФБС1
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
–
ФБВ
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится
Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
ФБВ1
На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола
Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
ФБС-А
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
–
ФБС1 – А
На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная
Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
- плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
- высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
- отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
- температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
- не подвергается коррозии и появлению грибка;
- благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
- экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя
Толщина фанеры, мм
Значение для марок
ФБС повышенной прочности
ФБС
ФБВ, ФБС-А
ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее
5;7
88
88
78,5
59
10; 12
73,5
73,5
–
–
14;16;18
68,5
68,5
–
–
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев
7
78,5
78,5
63,5
–
10;12
80
78,5
68,5
–
14; 16; 18
90
88,2
78,5
–
вдоль волокон наружных слоев
10; 12
117,5
117,5
108
88
14;16;18
108
108
98
78,5
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее
5-18
1,76
1,76
1,47
1,47
4. Влажность, %
5-7
6 + 2
10-18
8 + 2
5. Плотность кг/м2, не более
5-18
1200
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл – Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.